Был канун
праздника, и после работы намечался банкет. Осталась минута до заветного часа,
я уже смотрелась в зеркальце, поправляя прическу, как вдруг вошли два
посетителя – пожилой мужчина и бережно
ведущая его под руку немолодая спутница.
- У нас прием до четырех часов, вы пришли слишком поздно.
- Но мы так долго вас искали…
- Неужели нельзя было прийти не в предпраздничный день?
Я хотела еще что-то сказать, но, увидев по
детски растерянное лицо мужчины, вдруг смягчилась. Раскрыв папку с лицевыми
счетами абонентов, я увидела фамилию, показавшуюся знакомой. Внимательно
взглянув на мужчину, я вдруг узнала
его.
Когда-то это лицо украшало афиши нашего знаменитого,
гремевшего на всю страну театра музыкальной комедии - Виктор Сытник, звезда
оперетты первой величины, неотразимый красавец, недосягаемый кумир нескольких
поколений восторженных театралок. Я не была страстной почитательницей
музыкального жанра, но, регулярно посещая премьеры, не могла не восхититься
солнечным искусством этого солиста и хорошо помнила их блистательный дуэт с
Алисой Виноградовой. Это была на редкость красивая, обаятельная и талантливая
пара, одна из легенд театрального прошлого нашего города.
- Вы тот самый Сытник?
- Да, тот самый.
Я смотрела на
него во все глаза, забыв о приличии. Годы не пощадили его. А кого они пощадили!
Есть хоть один, пусть самый достойный, на кого безжалостное время не наложило
бы свою печать?
- Вы
позволите пригласить Вас на мой концерт?
Он состоится 15 марта в Музее писателей Урала, такой красивый особняк с
фигурными окнами… Я буду петь старинные романсы. Можете придти с кем хотите.
Я чуть было
не сказала: ”Как, вы все еще поете”?
Кажется, уже начала что-то такое говорить, но, слишком поздно поняв свою
бестактность, произнесла: “Конечно, я была бы счастлива услышать вас вновь. Как
приятно то, что у вас сохранился голос”!
Последняя фраза, возможно, тоже была не слишком тактичной, и он пошутил:
”Голос его был небольшой и очень противный”.
- А где сейчас Алиса Виноградова?
- Увы, она умерла.
- Как жаль, Такая талантливая актриса! Она ведь была еще совсем
не старой?
-Она моя ровесница.
Да, время
неумолимо.
В назначенный
день мы с подругой пришли в старинный особняк на Пролетарской улице.
Полюбовались небольшим залом, красиво обшитым деревянными досками, и сводчатым
потолком, напоминающим купол храма. Зал неспешно заполняли интеллигентные
пожилые женщины, неизменные слушательницы камерных концертов, давние поклонницы
артиста.
Боже, как он
пел! Возможно, чуткое ухо музыкального рецензента и уловило бы какие-нибудь
огрехи, но в его исполнении было столько артистизма, столько души и искреннего
чувства! Каждый романс он превращал в маленький спектакль, и зал с восторгом принимал
каждый музыкальный шедевр. Подстать певцу была и виртуозно аккомпанирующая
пианистка.
Как хороши
наши старинные романсы! Какая бездна прекрасных мелодий и талантливых стихов!
Слушатели как будто окунулись в светлый мир молодости и счастья,забыв хотя бы на время жестокость
навязанного нам бездуховного мира.
Виктор Сытник
сам вел свой концерт с такой видимой легкостью, какая доступна только истинным
талантам. Казалось, он беседует с хорошими друзьями, с тонким юмором
рассказывая о своем детстве, юности, первых театральных опытах, годах
оглушительного успеха и горьком опыте выживания высокого искусства в рыночных
реалиях.
Я бы хотела подарить ему самый прекрасный в
мире букет, но поднесла лишь три скромных весенних цветка - все, что
доступно бедной женщине с нищенской пенсией, вынужденной
работать за символические деньги.
После
концерта, переполненные чувствами, мы с подругой, медленно брели по грязным
весенним улицам, глядели на позолоченные купола строящегося “Храма на
крови”, вспоминали прошлые театральные
восторги. А потом в уютном кафе
“Адмирал”, одном из очень немногих, доступных нам по ценам, где на стене висят
такие прелестные акварели с красными маками, за чашкой ароматного кофе долго
говорили о бренности земного и бессмертии искусства.
Март 2003 год, Екатеринбург.
Назад