Назад

Девушка с веслом

Соня Тимофеева, выпускница техникума, 1934 год,Свердловск.
Памятник царю Александру II в Нижнем Тагиле, фото начала XX века.
Базарная площадь в Нижнем Тагиле, фото начала XX века.
Монумент Сталина в Комсомольском сквере Нижнего Тагила, фото из газеты 30-х годов.

 

 

В центре Нижнего Тагила напротив гостиницы “Северный Урал” есть сквер, названный ещё в советские времена Комсомольским. До революции на этом месте была базарная площадь с многочисленными лавками, палатками и складами.  В 1837 году Нижнетагильский завод посетил молодой цесаревич, будущий император Александр II. Много позже в честь такого  знаменательного события на этой площади был заложен памятник, открытый в 1895 году. Памятник этот имел вид пирамидальной часовни из серого мрамора.

В советские времена все монументы Нижнего Тагила, в том числе и царю-освободителю, были снесены. На месте пирамиды был установлен гипсовый монумент вождя всех народов Иосифа Виссарионовича Сталина. Мощная фигура на высоком постаменте глядела вдаль, наверное, видела на горизонте очертания светлого будущего. Рынок тоже снесли и на его месте разбили два сквера – Пионерский и Комсомольский.

Заслуга в создании этих скверов принадлежит незаслуженно забытому энтузиасту, пионеру уральского садоводства Кузьме Осиповичу Рудому. Он служил тогда в Горзеленстрое, и все работы по озеленению города велись при его участии. Более того, саженцы, высаженные в городе,  были выращены в питомнике его сада. Судьба Кузьмы Осиповича трагична. Не смотря на то, что в 1937 году он был награждён грамотой и денежной премией от наркома земледелия за выдающиеся заслуги в садоводстве,  в декабре этого же страшного года он вместе со своим старшим сыном Сергеем был арестован по вздорному обвинению и через несколько дней расстрелян.

Новые скверы стали лучшим украшением центра города, расточая по весне аромат цветущих яблонь и сирени. Вокруг памятника вождю с весны до осени пестрели цветы на клумбах, и жители с благоговением  взирали на  лик великого человека.

В центре Комсомольского сквера был сооружен фонтан, рядом с которым установили изящную нимфу эпохи тоталитаризма – “девушку с веслом”. В те времена подобные скульптуры ставились во всех парках по всей стране. Они воплощали идею здоровья, силы и энтузиазма молодых строительниц коммунизма, в скорое наступление которого тогда очень многие искренне верили.

В начале 50-х годов я была маленькой девочкой и жила с родителями на Вые, рабочей окраине Нижнего Тагила. Телевизоров тогда не было, и мы почти каждое воскресенье всей семьёй ходили в кино. Кинотеатров было всего  два – “Искра” и “Горн”. Оба располагались в самом центре в зданиях, принадлежащих некогда богатым купцам.

Транспорт в те годы почти не ходил, и мы довольно долго шли пешком. Наш путь проходил  через Комсомольский сквер. Мы обязательно подходили к гипсовому Сталину, а затем шли мимо обезвоженного ещё с военных времён облупленного фонтана. Как-то раз мама, глядя на стоящую рядом скульптуру “девушки с веслом”, вдруг обмолвилась, что та списана с неё, и её подруги Лоры. Я стала её расспрашивать, и она поведала, как это было.

В мае 1934-го года мама окончила Свердловский Химико-технологический техникум, который потом стал именоваться техникумом Советской торговли. Маме было в ту пору 18 лет. По направлению, она приехала в Нижний Тагил и поступила на работу  в недавно созданный трест столовых. Ей поручили организовать химическую лабораторию для анализа качества пищевых продуктов, что вскоре она успешно осуществила. 

В бухгалтерии треста она познакомилась с Лорой Кулагиной, красивой местной девушкой, которая была лет на пять старше её. В августе 1934 года Лора  уговорила Соню, мою будущую маму,  зайти в мастерскую знакомого скульптора. Имя и фамилию его мама за давностью лет забыла. Мастерская эта находилась рядом с новыми скверами на улице Первомайской, в том месте, где сейчас книжный магазин. Скульптор был молод и улыбчив. Он напоил девушек чаем с сушками и после оживлённого разговора на злободневные темы предложил Соне помочь ему  в выполнении срочного заказа для города - послужить моделью для новой парковой скульптуры.

Накануне он уже начал было ваять эту статую с красавицы Лоры, и голова изделия была уже почти готова, но натурщица была слишком худенькой, что не соответствовало идеалу красоты тех лет. Тогда он попросил Лору поискать девушку с более пышными формами. Фигура Сони была идеальной для его замыслов -  стройная, высокая, с очень женственными рельефными формами. Энергичная, деятельная, выносливая, спортивная, она  вполне соответствовала тагильскому варианту  символа эпохи. Вскоре новая скульптура украсила Комсомольский сквер. Лицо “девушки с веслом” было Лорино, а фигура и причёска - Сонины.

В постсоветские времена какие только хлёсткие эпитеты не употреблялись, осмеивая пресловутых “девушек с веслом”. Тагильская статуя не была, конечно, нетленным шедевром, но не являлась и безликим произведением массовой культуры. Гипсовое изваяние долго красовалось в тени окружающих его густых зарослей сирени, но, простояв  более 20 лет, обветшало под колючими уральскими ветрами. Когда вместо старого фонтана стали устанавливать мраморный “Каменный цветок”, заодно снесли и “девушку с веслом”. Это случилось в середине 50-х годов. Фотоаппарата тогда в нашей семье не было, и к великому сожалению, не сохранилось ни одного изображения этого зримого воспоминания о маминой юности.

Интересно, что при строительстве нового памятника Николаю Демидову, который был открыт  в Комсомольском сквере в октябре 2007 года, были найдены осколки серого мрамора, из которого была сооружена когда-то часовня в честь царя-освободителя.

 

                                                                Июнь 2008 год, Екатеринбург.

 

Назад

 

 



Hosted by uCoz