Александр Васильевич Старков, Пермь,
конец XIX века.
Актриса из труппы Александра Старкова, Екатеринбург,
конец XIX века.
Неизвестноя актриса, С.Петербург,
конец XIX века.
В девяностых годах XIX века семья моего прадеда Ивана Афанасьевича Титова вынуждена была перебраться из Перми в Нижнетагильский завод. Прабабушка Апполинария Васильевна взяла на новое место альбом фотографий, который хранился у нее с девических времен. Ее родственники Старковы были зажиточными пермскими мещанами, владевшими на Монастырской улице губернской столицы несколькими домами неподалеку от Спасо-Преображенского кафедрального собора, где в советское время располагалась картинная галерея.
Я впервые увидела альбом Старковых в Нижнем Тагиле в 60-е годы, когда ни прабабушки, ни ее детей уже не было в живых. Моя бабушка, у которой хранилась семейная реликвия, была вдовой старшего сына Апполинарии Васильевны и мало кого знала из изображенных на старых снимках людей. После смерти бабушки тетя передала альбом мне, посчитав, что больше никому он неинтересен.
Я не раз показывала снимки краеведам, генеалогам, фотографам, любителям старины. Однажды в своей статье "Загадочные Старковы", опубликованной в четвертом выпуске сборника Уральского генеалогического общества "Сплетались времена, сплетались страны" за 1999 год, я упомянула о фотографии, датированной 1865 годом. На снимке изображена молодая женщина в светлом платье с пышной кринолиновой юбкой и шляпке с приколотым букетиком цветов. Одежда и прическа соответствуют последней моде тех лет. Смуглая кожа, темные глаза, красиво очерченный рот, строгий взгляд - наверное дама обладала сильным характером и морем обаяния.
На обороте фото есть надпись, но я почему-то долго не могла разобрать первые буквы фамилии. Мне помогла журналистка и писательница Ольга Григорьевна Щербинина: "Елизавета Васильевна Херувимова Пермь 1865г". Я безуспешно спрашивала о Херувимовых у приезжавших на конференции пермских краеведов.
Однажды молодой историк и архивист Сергей Владимирович Трофимов, член Уральского генеалогического общества, будучи в Москве, разговорился со своим тезкой Сергеем Владимировичем Кочевых. Тот показал ему список персоналий, интересующих его в Уральском регионе. Среди прочих мелькнула фамилия Херувимовых. Сережа Трофимов сразу вспомнил о фотографии из моего альбома.
Ананий Дорофеевич Херувимов был художником, актером и известным в России антрепренером. С 1857 по 1875 годы он руководил труппой, которая давала спектакли в Екатеринбурге, Перми и на Ирбитской ярмарке. Эти сведения опубликованы в книгах екатеринбургского историка и краеведа Юрия Михайловича Курочкина "Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя" (Свердловское книжное издательство, 1957 год) и "Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала в XIX веке" (Москва, 1994 год).
Курочкин живописно рассказывает об актерах труппы Херувимова, нравах публики тех лет и об извечном компромиссе между кассовым сбором, от которого зависело благополучие театра, и художественным достоинством пьес. Перед антрепренерами всех времен и народов стоял этот роковой выбор.
По сведениям С.В.Кочевых, в 60-е годы А.Д.Херувимов женился на актрисе Е.В. Головинской, дочери актера и антрепренера Василия Васильевича Головинского, у которого он и перенял управление труппой. Фамилия, инициалы, время, место и внешность позволяет предположить, что на снимке изображена жена А.Д. Херувимова.
В 1867 году у четы Херувимовых родился сын Александр, прадед С.В.Кочевых. Ксерокопию фотографии я отправила С.В. Кочевых через Германа Витальевича Гассельблата, организатора и первого председателя Уральского генеалогического общества. Наверное очень приятно увидеть свою прародительницу, жившую полтора века назад.
Как же попало фото Елизаветы Васильевны в наш семейный альбом? Брат моей прабабушки Александр Васильевич Старков по семейному преданию был актером. Две его фотографии хранится в том же альбоме - необыкновенно выразительное молодое лицо. Я не знаю точно время его жизни, но предположительно 1865-1895, следовательно в труппе Анания Херувимова он не играл. По возрасту он скорее ровесник их сына Александра.
Курочкин писал, что Александр Ананьевич Херувимов жил в собственном доме в Перми. Александр Старков возможно жил по соседству или вместе учился со своим тезкой. Увлекшись романтикой сцены, он пошел вопреки воле родителей в актеры и вместе с некой труппой кочевал по городам и весям России. Судьба его трагична - простудившись в дороге, он умер совсем молодым.
В альбоме есть еще по крайней мере две фотографии, имеющих отношение к театру. На одной изображена черноглазая женщина лет 25 с серьезным немного грустным лицом, на другой - очень нарядная пышная блондинка, ее костюм скорее театральный. Брюнетка сфотографировалась в Екатеринбурге у Ф.Ляхмайера, а на обороте снимка блондинки можно прочесть обширную рекламу фотографа императорских театров Бутримовича, студия которого была расположена в С. Петербурге у Аничкова моста на Невском проспекте в доме № 66. Брюнетка, как гласит полузабытое семейное предание, играла в той же труппе, что и дядя Сана, как называли Александра Старкова в семье моего отца. Кто такая красивая блондинка, и каким образом ее фото попало в альбом Старковых - еще одна загадка.
Давно погас свет рамп старого театра, умолкли аплодисменты, отбушевали страсти, умолкли голоса, но лица давно ушедших людей загадочно глядят на нас из старого альбома.