Назад

Караванный Герасим Тимофеев

Отправление "железного" каравана от пристани по весенней воде

Однажды моя знакомая по переписке Генриетта Денисова, которая, как и я, интересуется историей предков, прислала мне по электронной почте отрывки из писем Никиты Никитича Демидова к приказчикам. В этих отрывках упоминаются наши с Генриеттой предки.

Первое письмо было написано 20 февраля 1785 г.: "...А по векселям денги за прошлогоднее железо по разным городам велеть караванным збирать чего при себе караванные с винных получить скоро иногда денег не могут, то штоб они, караванные, для скорого збору денег оставляли надежных людей, ково следует, дабы в ходу каравану нималого б простою и остановки за збором денег не было б. И ко мне б караванные и те, оставленные для збору денег, служители всегда б и о всем изо всех мест почасту б скоро репортовали и знать бы о всем заранее давали, дабы я о всем был заранее известен, и денги б все начисто по векселям скоро добрали б. И сверху вашего крепкаго подтверждения караванным и самим им, караванным - Тихану и Тимофееву, Мурашкину и протчим - дать сие мое писмо со вниманием точно прочесть, дабы они все по вышеписанному знали и с верностью ведали..."   

Это письмо опубликовано в “Демидовском временнике”, историческом альманахе, изданном в Екатеринбурге в 1994 году Демидовским институтом. В переводе на современный язык, Никита Никитич приказывает своим подчинённым собирать деньги за железо, проданное в прошлом сезоне в долг. А чтобы караван не простаивал, пока расплачиваются должники, он повелевает оставлять надёжных людей, которые и будут собирать эти деньги. Хозяин требует незамедлительно докладывать ему обо всех событиях, происходящих в пути следования каравана. Упоминаемые в письме среди прочих караванные Тимофеев и Мурашкин – это наши с Генриеттой пращуры. Оба они жили в Каслях.

Второе письмо Никита Никитич Демидов написал через несколько лет, 7-8 апреля 1790 г.: "...сим повелеваю главным караванным в караван быть Тихану и Михайле, а расходчиком Мурашкину, а к ним караванным в помощники и в писцы по прежнему определяю бывших и ныне идущих в караване подъячих Петра Блинова и Андрияна Зайцова, да еще третьяго покойнаго Герасима Тимофеева брата его роднаго Архипа Тимофеева [который] имеется ныне на Каслях в служителях, определить на нынешней же отправившейся караван помощником ж караванным и к производству ж и запискам писменных в караван дел и в бываемых для каравану всякаго рода закупках, также из каравану железа и протчаго продажах и отдачах, чтоб все троя они, Блинов, Зайцов и Архип Тимофеев знали б, навыкали и во все входили, по порядку вместе с караванными с усердием, трезвостию, не касаясь ни мало к хмельному, с верностию и радением к господскому во всем, за что и оставлены от меня они за верность, усердность, трезвость и радения не будут, и чтоб они Блинов, Зайцов и Архип Тимофеев крепко сие помнили и наблюдали всеусердно. Но как по вышеписанному без сумнения уже караван из Сорокина отправился, то в самой скорости немедля ни мало означеннаго Архипа Тимофеева послать на отправленной ныне караван сухим уже путем туда, где уповаитя по времяни он Архип караван мой настичь может и с вашим письменным на караван о сей моей воле подтверждением, а притом и выписав сей мой весь пункт, для знания и исполнения, послать же на караван к Тихану с товарищи, и как и куда имянно пошлете достигать означеннаго Архипа караван, и каков оной Архип совестию, понятием, поведением, трезвостию, и не пьет ли, и расторопностию, о всем объяснительно писать, да и на весь сей пункт писать же".

Это письмо опубликовано во 2-м томе “Архива исторических и практических сведений, относящихся до России”, изданном видным русским историком, юристом и архивистом, академиком Николаем Калачовым в 1861 году С-Петербурге.

В письме фигурируют те же каслинцы Мурашкин и Тимофеев, но караванный Герасим Тимофеев, как видно из текста, скончался, когда караван уже отошёл от пристани в Сорокино. Хозяин приказывает заменить покойного Герасима его братом Архипом, служителем при каслинском заводе. Как сказано в письме, Архипу надлежало догнать караван сухим путём. Никита Никитич очень радел за дисциплину в пути следования каравана. Он наставляет приказчиков, чтобы они следили за усердием, честностью, расторопностью караванных, а, самое главное, чтобы те не употребляли спиртного.

Демидов сожалеет о преждевременной смерти своего работника, что видно из следующего отрывка из того же письма: “ ... А что караванной Тимофеев так скоропостижно помре, о том сожалею, и для того оставшей его Тимофеева жене с малолетними ее детьми выдать в память заслуг покойного ее мужа из милости моей сто рублев и записать на Каслях в расход; а небольшому его Тимофеева сыну, который ныне находится в конторе у письменных дел, быть при конторе и определить ему жалованья по 10 рублей в год, и каков оный малолетний его Тимофеева сын понятием и поведением, а также и большой его сын и не ленивы ль, о том писать ко мне объяснительно...”

Дом Никиты Никитича Демидова в С-Петербурге, рисунок 1740 г.

Никита Никитич Демидов приходился внуком основателю уральской “железной империи” Никите Демидовичу Антуфьеву от младшего его сына Никиты и племянником самого известного из этой династии – Акинфия. Никита Никитич жил в Санкт-Петербурге и управлял своими владениями через приказчиков, но это не мешало ему досконально вникать во все тонкости своего уральского хозяйства и знать поимённо многих своих работников. В приведённых цитатах из его писем это хорошо видно.

Никите Никитичу при разделе имущества после смерти отца, тоже Никиты Никитича, отошли несколько заводов: Васильево-Шайтанский, Каслинский, Кыштымские и Шемахинская дача с Сорокинской пристанью. К сожалению, он не оставил потомков и имущество своё завещал двоюродному племяннику Петру Григорьевичу Демидову, который в 1809 году продал все заводы, полученные по завещанию, в том числе и Каслинский, Вольскому купцу I гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву.

Старая плотина на Шемахе, недалеко была Сорокинская пристань, фото argwer.

Упоминаемая в письмах Сорокинская пристань находилась на западных склонах Уральских гор на правом берегу реки Уфы близ впадения в неё речки Шемахи. Как только устанавливался санный путь, металл с заводов Никиты Никитича Демидова всю зиму свозили на лошадях к Сорокинской пристани. Путь занимал два дня. Дорога шла по долине реки Большой Маук через Тёплые горы. За зиму на пристани скапливалось более 60 тысяч пудов изделий. Железо погружали на коломенки, число которых доходило до двадцати, и в апреле по первой высокой воде караван отправлялся в долгий путь.

Макет демидовской коломенки из музея Нижнего Тагила.

Пройдя реку Уфу, караван попадал в Белую. Река Белая, которую башкиры называют Агидель, является притоком Камы, впадающей, как известно, в Волгу. В Нижнем Новгороде, где в Волгу впадает Ока, ”железные” караваны разделялись. Часть судов следовали по Оке и реке Москве до старой столицы. Другая часть каравана поднималась по Волге до Твери, затем по реке Тверце через Вышневолоцкий канал на Новгород и далее через Волхов и Ладожский канал в новую столицу империи. Для прохода по узкому каналу металл перегружали на более мелкие суда. Железная продукция поставлялась в Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Тулу,  Москву, Тверь и Санкт-Петербург. Караваны, следующие в Санкт-Петербург, зимовали в Твери и возвращались домой только на следующий год.

Плавание по горной реке весной на тяжело груженых коломенках было очень опасным. Крутые повороты и прибрежные скалы грозили гибелью, как людям, так и грузу. Бывали случаи, когда суда вместе с поклажей тонули в бурных водах коварной реки. Герасим Тимофеев был здоровым, молодым, физически очень крепким человеком, поскольку для транспортировки грузов по рекам отбирали именно таких. Судя по письму Демидова, он был опытным, хорошо зарекомендовавшим себя работником, не раз успешно принимавшим участие в перевозке железного груза по рекам. Можно предположить, что, когда коломенка по весенней воде преодолевала одно из многочисленных препятствий на реке, он промок и простудился, ведь дело происходило в начале апреля, когда лёд только-только сошёл. Так и погиб мой предок караванный Герасим Тимофеев.      

Посёлок Каслинского завода, фото Прокудина-Горского, 10-е годы XX века.

Потомки братьев Тимофеевых до XX века жили в Каслях. Один из них, Михаил Никитич, в пореформенное время совместно с братом Яковом открыл в Каслях крупное литейное производство, где выплавляли чугун, в том числе художественный. Михаил Никитич был известен в Каслях под прозвищем ”Демидушка”.

Среди мастеров, составивших славу знаменитого каслинского литья, есть и представители фамилии Тимофеевых. На изделиях, которые они создавали, стоят их личные клейма. Формовщик В. Тимофеев принимал участие в отливке прогремевшего на весь мир Каслинского чугунного павильона и вместе с другими умельцами ездил в Париж на всемирную выставку 1900 года. Другой потомок, Николай Венедиктович, мой прямой предок по материнской линии, был искусным строителем-отделочником, принимавшим участие в непревзойдённой отделке оперного театра в Екатеринбурге. Именно он выполнял лепные работы в зрительном зале.



                                                        Сентябрь, 2009.

Назад



Hosted by uCoz